Князева Татьяна Анатольевна. Персональный сайт педагога. Детский сад №188 "Лучик"

Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков " Я сам "

 Тип проекта: Познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный ( с ноября  по май )

Участники проекта: воспитатель, дети раннего возраста, родители.

Актуальность

Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать. Спустя определенный промежуток времени пребывания в группе ДОУ, у воспитанников формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию, задвигать стул.

Для содействия развития КГН и навыков самообслуживания  был разработан проект«Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила гигиены на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

- прямое обучение;

- показ;

- объяснение;

- пояснение;

- поощрение;

- беседы;

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним;

- художественное слово, фольклор(потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи);

- наглядные приемы(картинки, фотографии).

- практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками,например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

- гигиенический индивидуализм: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.

- игры-занятия с куклой («Умоем куклу Катю»,«Кукла Катя идёт на прогулку»,«Причешем куклу Катю»).

- наглядные схемы действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно быть непрерывным и в домашних условиях.

Цель проекта: Совершенствование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи  приоритетной  области:

Социально - коммуникативное развитие:

1)  Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми 

2)  Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

3)  Формировать навыки опрятности и аккуратности

Задачи  ОО в интеграции:

 Речевое развитие:

1)  Формировать пассивный словарный запас

2)  Развивать слуховое восприятие

3)  Формировать понимание простых по конструкции содержанию фраз

Физическое развитие:

1) Формировать навыки двигательной активности детей

2)  Развивать основные движения ( ходьба в прямом направлении, перелезание через бревно

(скамейку),подлезание под верёвку,поднятую на высоту 35-40см,пролезание в обруч.

Познавательное  развитие:

1) Формировать навыки действия с предметами ( предметы - заместители, дидактические игрушки)

2)  Развивать и обогащать сенсорный опыт детей

Предполагаемый результат проекта для детей:

1) Овладение культурно - гигиеническами навыками и навыками самообслуживания  детьми

2) раннего возраста

2)  С помощью взрослого  приводить себя в порядок

3) Пользоваться индивидуальными предметами  (носовым платком, расчёской, полотенцем,

горшком)

4)  Держать ложку правой рукой

5)  При помощи взрослого по порядку одеваться и раздеваться

Работа с родителями:

- беседы;

- консультации;

- мастер-класс;

- папки-передвижки;

План реализации проекта

 

ноябрь 1. Консультация для родителей на тему:«Как приучить ребёнка быть аккуратным» (папка-передвижка).

2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

3. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

4. Дидактические упражнения:

«Оденем куклу на прогулку».

«Уложим куклу спать».

декабрь 1. Памятка для родителей«Внешний вид малышей».

2. Чтение русской народной сказки:«Про непослушные ручки и ножки».

3. Дидактическое упражнение:«Айболит встречает ребят»

4. Игры- ситуации:«Купание куклы»,«Накормим куклу».

5. Беседа с родителями на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

6. Дидактические игры:«Водичка, водичка»,«Вымой руки»,«Умывалочка»,«Делаем причёску».

январь 1. Дидактическое упражнение:«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

2. Дидактическое упражнение:«Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».

3. Дидактическое упражнение:«Покажем кукле Кате, как мы делаем зарядку после дневного сна».

февраль 1. Беседа-наблюдение с детьми по теме:«Учимся у старших детей умываться».

2. Консультация для родителей на тему:«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».

3. Дидактическое упражнение:«Возьмём Катю на зимнюю прогулку».

март 1. Игровая ситуация«Варвара- краса, длинная коса».

2. Игровая ситуация:«Кукла Катя заболела».

3. Игровая ситуация«Купание».

4. Дидактическое упражнение:«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

5. Консультация для родителей:«Сон и его значение в жизни ребенка»(папка-передвижка).

апрель 1. Дидактическое упражнение:«Моем чисто руки и лицо».

2. Подвижная игра«Зайка белый умывается».

3. Сюжетно- ролевая игра«Больница».

4. Игровая ситуация«Обед для кукол».

5. Беседа на тему:«Наш зайчонок заболел».

май Анкетирование родителей по теме:«Чему научился Ваш ребёнок?»

Итоговое мероприятие на тему:«Вот какие мы большие».

ЭТАПЫ  ПРОЕКТА:

1 этап. Подготовительный : определение уровня знаний в области культурно-

гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление

плана работы;  изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек,

загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная

работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей; презентация проекта.

1 этап – Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – Основной

Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

 

3 этап - Заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Презентация проекта

Оформление стенда "Вот какие мы большие"

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо.

28 декабря 2017 в 09:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.